Главная / Новости / Дефицитное производство
Гайд-парк
Новости

26.05.2008 Дефицитное производство

Не так давно Harvard Business School заключила соглашение с популярной писательницей Даниэлой Стил. Казалось бы, что общего у школы менеджмента и автора женских романов? Однако с помощью Стил профессора надеются сделать свои учебные материалы — кейсы — более интересными и захватывающими.

Кейс (case) — педагогический инструмент, подразумевающий анализ конкретных ситуаций из практики компаний. Хотя еще недавно это слово чаще употребляли в другом значении — пластиковый или алюминиевый чемодан. Кейсы появились в Harvard University более ста лет назад: сначала с их помощью готовили юристов, а потом стали использовать и в бизнес-образовании. Традиционный кейс — это несколько страниц текста с описанием деятельности компании, ее положения на рынке, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Обычно кейс не предполагает единственно правильного ответа, во время обсуждения слушатели учатся выделять главное и принимать решения.

Среди бизнес-школ есть несколько лидеров — настоящие машины по производству кейсов. Так, Harvard Business School публикует несколько сотен кейсов в год, в Канаде активно работает Richard Ivey School of Business, в Европе — INSEAD, IMD и LBS. Школы, кстати, охотно делятся своими кейсами, а централизованным их распространением занимаются специальные организации. Например, Европейский клиринговый дом кейсов (European Case Clearing House, ECCH) объединил около 400 школ бизнеса и собрал в своей "коллекции" более 50 тыс. бизнес-историй. Заплатив 5-8 евро, можно купить любую из них.

Какие бывают кейсы
Разновидностей кейсов довольно много. Например, в зависимости от характера педагогических задач кейсы чаще всего бывают проблемными (скажем, американская сеть покупает компанию в Европе и пытается ее интегрировать, а слушатели выясняют, какие сложности ждут организацию). Встречаются также decision-кейсы (от англ. decide — "принимать решение"), когда автор описывает некую вводную ситуацию, а затем следует вопрос "что делать дальше?". Студенты должны принять управленческое решение. Кейсы оценочные не предполагают выбора стратегии поведения, здесь скорее важно понять, правильно или неправильно действовал герой. Например, Карлос Гон возглавил компанию Nissan и произвел там несколько изменений, а слушателям на основе информации из кейса необходимо решить, все ли он сделал верно.
По характеру сбора данных кейсы бывают трех видов. Field research подразумевает, что данные были собраны непосредственно в организации, автор встречался с менеджерами, а потом написал работу. Это самый дорогой вариант исследования, он может стоить несколько тысяч долларов. Другой вид — так называемые библиотечные кейсы, когда события анализируются по открытым источникам, например публикациям в прессе. Наконец, есть кейсы, написанные на основе общей практики (general experience). В них идет речь о типичной управленческой проблеме, основанной на реальных фактах, но без привязки к конкретной компании.

Кроме того, кейсы делятся по предметам (маркетинговые, финансовые, стратегические и т. д.), а также по типу носителя (традиционные бумажные, электронные и др.). Многие преподаватели широко используют так называемый живой кейс. Например, приглашают на занятие менеджера, который порциями выдает информацию о себе и своей компании, а слушатели решают, как бы поступили на его месте.

Объем кейса долгое время составлял 20-40 страниц формата A4 — таковы, например, классические гарвардские кейсы. Но в последнее время объем материала, предназначенного для обучения, неуклонно сокращается. Более того, бизнес-школы начали осваивать новый формат — кейсы в комиксах. Один из пионеров этого подхода — IMD.

В среднем кейс живет несколько лет, а потом информация безнадежно устаревает. Однако некоторые долгоиграющие кейсы написаны более десяти лет назад и до сих пор пользуются спросом. Так, истории про Джека Уэлча до сих пор востребованы в бизнес-школах.

по материалам журнала "Секрет фирмы"



Все новости компании

Центр делового развития «Бизнесград»

Дворец презентаций
Квартал «Бизнес»
программы развития управления
Квартал «Спектр»
виды предлагаемых услуг
Квартал «Развитие»
программы обучения и коучинга
Квартал «Достижений»
наши клиенты и проекты